Главная » Статьи » Мои статьи |
Чтобы развить ладовое чувство, надо иметь твердый навык, называя ноту, мысленно мгновенно воспринимать ее как определенную ступень лада с цифровым обозначением. В процессе пения внутренний слух озвучивает именно ступени, изложенные нотами, поэтому настоящий исполнитель в процессе пения как бы забывает о ноте, чтобы за ее начертанием слышать живую звуковую сущность. В основе технологического процесса выработки тонального, ладового слуха лежит следующая схема: – вижу ноту, мыслю ее как ступень лада, мгновенно представляю себе ее звучание, воспроизвожу голосом; - вижу цифру (ступень), перевожу ее в нотное обозначение, пою ступень, называя цифру нотой или любым слогом. Упражнение 1. Освоение слухом и голосом I ступени лада. · Тональность До мажор. Сыграть на фортепиано звуковую настройку (в качестве звуковой настройки обычно используется тоническое трезвучие, которое на фортепиано дается негромким звуком и длительно выдерживается на фермате), затем сыграть I ступень лада. Мысленно представить звучание I ступени. Не торопиться повторять заданный звук голосом, а дать возможность слуху в полной тишине настроиться. После этого тихим, мягким, ясным голосом спеть протяжно главный тон лада. · Тональность Ля минор. Сыграть на фортепиано звуковую настройку в виде тонического трезвучия, затем I ступень лада. Мысленно представить звучание I ступени. Затем воспроизвести голосом высоту ноты «ля». · Выполнить упражнение во всех изученных тональностях. Упражнение 2. Интонирование трихорда. · Тональность До мажор. После тональной настройки спеть I – II – III ступени лада; затем в обратном порядке III – II – I. · Выполнить упражнение в тональностях: Соль мажор; Фа мажор; Ре мажор; Ля мажор. · Закрепить навык, спев мажорный трихорд на слог «лё» - вокализируя. · Тональность Ля минор. После тональной настройки (тоническое трезвучие) спеть I – II – III ступени лада; затем в обратном порядке III – II – I. · Выполнить упражнение в тональностях: Ми минор; Си минор; Ре минор; До минор; Соль минор. · Закрепить навык, спев минорный трихорд на слог «лё» - вокализируя. · В различных тональностях после тональной настройки спеть III ступень лада. Упражнение 3. Интонирование тетрахорда. · Тональность До мажор. После тональной настройки спеть нисходящий мажорный тетрахорд (IV – III – II – I). · В той же тональности. После тональной настройки спеть восходящий мажорный тетрахорд (V – VI – VII – I). · Закрепить навык интонирования тетрахордов в тональностях: G; F; D; A. Упражнение 4. Интонирование пентахорда (I – II – III – IV – V) · В тональности C – dur сыграть настройку в виде тонического трезвучия. Спеть поочередно I; III; V ступень лада, сохраняя в памяти тоническое трезвучие. Затем спеть в плавном поступенном движении I – II – III – IV – V и наоборот V – IV – III – II – I. · Выполнить упражнение в тональностях: D; B; G; F. · Тональности a – moll сыграть настройку в виде тонического трезвучия. Спеть поочередно I; III; V ступень, сохраняя в памяти тоническое трезвучие. Затем спеть в плавном поступенном движении I – II – III – IV – V и наоборот V – IV – III – II – I. · Выполнить упражнение в тональностях: e; d; h; g. | |
Просмотров: 1570 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |