Главная » Статьи » Мои статьи

Первоначальные упражнения для развития ладового слуха.


Чтобы развить ладовое чувство, надо иметь твердый навык, называя ноту, мысленно мгновенно воспринимать ее как определенную ступень лада с цифровым обозначением. В  процессе пения внутренний слух озвучивает именно ступени, изложенные нотами, поэтому настоящий исполнитель в процессе пения как бы забывает о ноте, чтобы за ее начертанием слышать живую звуковую сущность.

В основе технологического процесса выработки тонального, ладового слуха  лежит следующая схема:

 – вижу ноту, мыслю ее как ступень лада, мгновенно представляю себе ее звучание, воспроизвожу голосом;

 - вижу цифру (ступень), перевожу ее в нотное обозначение, пою ступень, называя цифру нотой или любым слогом.

 

   Упражнение 1.   Освоение слухом и голосом I  ступени лада.

·         Тональность До мажор. Сыграть на фортепиано звуковую настройку (в качестве звуковой настройки обычно используется тоническое трезвучие, которое на фортепиано дается негромким звуком и длительно выдерживается на фермате), затем  сыграть I ступень лада. Мысленно представить звучание I ступени. Не торопиться повторять заданный звук голосом, а дать возможность слуху в полной тишине настроиться. После этого тихим, мягким, ясным голосом спеть протяжно главный тон лада.

·         Тональность Ля минор. Сыграть на фортепиано звуковую настройку в виде тонического трезвучия, затем I ступень лада. Мысленно представить звучание I ступени. Затем воспроизвести голосом высоту ноты «ля».

·         Выполнить упражнение во всех изученных тональностях.

 

    Упражнение 2.   Интонирование трихорда.

·         Тональность До мажор. После тональной настройки спеть  IIIIII ступени лада; затем в обратном порядке IIIII I.

·          Выполнить упражнение в тональностях: Соль мажор; Фа мажор; Ре мажор; Ля мажор.

·         Закрепить навык, спев мажорный трихорд на слог «лё» - вокализируя.

·         Тональность Ля минор. После тональной настройки (тоническое трезвучие) спеть IIIIII ступени лада; затем в обратном порядке IIIII I.

·         Выполнить упражнение в тональностях: Ми минор; Си минор; Ре минор; До минор; Соль минор.

·         Закрепить навык, спев минорный трихорд на слог «лё» - вокализируя.

·         В различных тональностях после тональной настройки спеть III ступень лада.

 

    Упражнение 3.   Интонирование тетрахорда.

·         Тональность До мажор. После тональной настройки спеть нисходящий мажорный тетрахорд (IVIIIII I).

·         В той же тональности. После тональной настройки спеть восходящий мажорный тетрахорд (VVIVIII).

·         Закрепить навык интонирования тетрахордов в тональностях: G; F; D; A.

 

    Упражнение 4.   Интонирование пентахорда (IIIIIIIVV)

·         В тональности Cdur сыграть настройку в виде тонического трезвучия. Спеть поочередно I; III; V ступень лада, сохраняя в памяти тоническое трезвучие. Затем спеть в плавном поступенном движении IIIIIIIVV и наоборот VIVIIIIII.

·         Выполнить упражнение в тональностях: D; B; G; F.

·         Тональности amoll сыграть настройку в виде тонического трезвучия. Спеть поочередно I;  III; V ступень, сохраняя в памяти тоническое трезвучие. Затем спеть в плавном поступенном движении IIIIIIIVV и наоборот VIVIIIIII.

·         Выполнить упражнение в тональностях: e;  d;  h;  g.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: taracanova (26.11.2011)
Просмотров: 1570 | Комментарии: 2 | Теги: группа Жар птица, Чернякова Ольга Владимировна, группа Элегия, первоначальные упражнения для разви | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: