Главная » Статьи » Мои статьи |
Сольфеджио – слово итальянское, образовано от названия двух звуков «соль» и «фа»; в буквальном переводе означает «пение по нотам», то есть исполнение нотного текста голосом – сольфеджирование. Первоначально сольфеджио занимались певцы, вокалисты, но затем с течением времени, сольфеджио стало необходимым занятием каждого музыканта. Появилась учебная дисциплина «сольфеджио». Задачей сольфеджио является развитие музыкального слуха. Для чего музыканту нужен хороший слух? Хорошо развитый слух расширяет возможности музыканта: повышает самоконтроль над исполнением музыкальных произведений, ускоряет заучивание на память, облегчает чтение с листа и запись музыки. Роль учебной дисциплины «сольфеджио» в системе профессиональной подготовки учителя музыки и музыкального руководителя также велика. Учитель музыки в первую очередь сам должен обладать многими практическими умениями: уметь петь, подбирать по слуху, записывать, а иногда и сочинять музыку, кроме того, обучая других, он должен сам обладать тонким слухом, чтобы слышать и исправлять ошибки в пении своих учеников, ансамбля, хора. В содержание курса сольфеджио, кроме пения по нотам – сольфеджирования, входят и другие очень важные виды деятельности: интонационные упражнения, анализ на слух, запись музыкального диктанта, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование – все они также способствуют развитию музыкального слуха. Сольфеджио – это система развития музыкального слуха. Н. А. Римский – Корсаков назвал сольфеджио «гимнастикой» музыкального слуха. Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из различных взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства, лада, метроритма, гармонического слуха и так далее. Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух бывает двух типов: относительный и абсолютный. Относительный слух – это способность воспринимать звуки после определенной настройки: сравнительно с заданной тональностью или звуком. Абсолютный слух - это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без предварительной настройки. Существует понятие «внутренний слух» - это способность внутренне, мысленно представлять звуки и переживать звуковые образы. Музыкальный слух может быть пассивным, инертным, неразвитым. Задачей сольфеджио является развитие активного музыкального слуха. Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» различны. Музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда входят, помимо музыкального слуха, также сила и богатство воображения, особая концентрация душевных сил, внимания, волевые особенности, организованность, целеустремленность и любовь к музыке. Поскольку музыкальный слух – главное орудие музыканта, постольку значение предмета сольфеджио очень велико, однако нельзя думать, что развитие музыкального слуха осуществляется исключительно на этих занятиях. Совершенно очевидно, что всякая музыкальная деятельность в любом виде – слушание музыки, пение, игра на инструменте – все это способствует активному развитию музыкальности и музыкального слуха. Вопросы:
| |
Просмотров: 2602 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |